|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Аландские острова: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Все статьи Народ с тысячилетия историей Медаль императора Пушки и масло Знаменитый след нашей истории Аланды и их история Какова история Аландских островов? Аланды - Финская провинция с внутренним самоуправлением Аланды — территория Финляндии Свой личный остров Ехать на Аланды стоит! Немного о рыбалке не Аландских островах Принцевы острова Прогулка по Аландским островам Земли аландской притяжение «Государство в государстве» |
Между Финляндией и Швецией в Ботническом заливе есть архипелаг, состоящий из 6 757 островов (из них обитаемых 60), принадлежащий Финляндии и называющийся по-русски Аландскими островами. По-фински острова именуются Ахвенанмаа, вот только финнов на них живет очень мало. Подавляющее большинство населения островов — шведы. Аландские острова пользуются чрезвычайно широкой автономией, и это действительно страна, хотя и очень маленькая. Площадь островов 1 527 км2, с заключенной между ними акваторией — 13 517 км2, население (2004 г.) 26 530 человек. С Финляндией их связывает общая история, со Швецией — этнический состав населения, но Аланды не похожи ни на ту, ни на другую. На протяжении столетий Аланды были «мостом» между Швецией и Финляндией. Торговые пути через острова прокладываются уже в XIII в., но до XVIII в. они были мало кому известны. В историю Европы и России острова попадают впервые в 1718—1719 гг., когда на них проходил Аландский конгресс, обсуждавший условия мира между Россией и Швецией в Северной войне. Конгресс закончился ничем, война завершилась в 1721 г. Но изменения, произошедшие в ходе этой войны, повлияли на судьбу Аланд самым непосредственным образом. Событием, оказавшим наиболее значительное воздействие на историю островов, было, как это ни покажется странным, основание Санкт-Петербурга. Новая столица России «стягивала» к себе торговые пути со всей Балтики. Но все эти пути проходили мимо Аландских островов. Острова расположены на той же широте, что и Петербург — 60° северной широты, но на 10 градусов западнее — 20° восточной долготы. В XVIII в. резко усиливается движение через острова по созданной еще в 1638 г. «Почтовой дороге», соединявшей Гриссельхамн на западном берегу Ботнического залива и Або (Турку) на восточном берегу. Дорога проходила по суше и по воде, но действовала она и летом, и зимой. Летом почту перевозили на лодках самым обычным образом — на веслах или под парусом, а зимой те же самые лодки двигали по льду с помощью человеческой тяги — одну лодку двигали два человека. Самым сложным участком дороги был морской ее отрезок от Гриссельхамна до Эккеро, на самом западе Аланд. У гавани, в которую приходили почтовые лодки, поставлен памятник перевозчикам, погибшим в море. Почту возили обычные крестьяне, которым это вменялось в обязанность. По этой дороге шел большой поток грузов и пассажиров между Стокгольмом и Петербургом. Но в жизнь самих Аланд эта дорога больших изменений не приносила. В XVIII в. городов здесь не появлялось, рыбаки и купцы продолжали жить так, как раньше. Но в 1809 г. Аландские острова вместе с Финляндией переходят под власть России. Ни Почтовой дороги, ни обыденной жизни аландцев это присоединение не затронуло — аландцы так же жили в своих деревнях, дорога продолжала действовать так же, как и при шведской власти, только цены на проезд теперь объявлялись в рублях. Почта в Эккеро становится самой западной почтой Российской империи. В здании, где была почта, сейчас открыт музей. Аландцы даже не думают скрывать или переделывать историю. Все, что есть на островах сейчас, уходит корнями в русский период их истории — города, дороги, достопримечательности. И по-моему, на островах этим даже гордятся.Отношения с русскими тогда были хорошими, отношение к русским сейчас — замечательное. Нет даже тени недоброжелательности, которая иногда проскальзывает через традиционную вежливость финнов и «континентальных» шведов. В речи аландских шведов до сих пор сохранились некоторые русские слова — например, «сарай» и «дурак». Почти сразу же после присоединения к России на островах начинается создание укреплений, призванных, с одной стороны, обезопасить Петербург, а с другой — создать надежную опору для русской армии и флота у шведских берегов. И самым крупным российским укреплением становится крепость Бомарзунд в ключевом пункте Почтовой дороги, у пролива Бомарзунд на берегу обширного залива Лумпарн.
Перепубликация с geo.1september.ru
| |||||||||
|