|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Афганистан: О стране Информация о визе Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Все статьи Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Ввод советских войск в Афганистан После взятия Кабула Основные военные действия Захват Кабула Традиции и обычаи афганцев. Часть 2 Традиции и обычаи афганцев. Часть 1 Начался научный этап изучения Афганской войны Причины падения монархии в Афганистане Афганистан и вторая мировая война Пуштуны – «народ чести» Захват движением Талибан Кабула Формирование современного статуса Афганистана Хазарейцы – потомки Чингис-хана Зона племен |
Однако, вступив на опасный путь реформ, даровав конституцию, ограничившую полномочия королевского дома, разрешив деятельность общественных движений, попытавшись опереться на широкие социальные слои, Захир Шах не смог справиться с огромной ответственностью, возложенной на него – быть гарантом стабильности в расшатанной реформами стране. Он постепенно терял популярность в народе, его правительства не справлялись с реформами, а либеральная идеология не нашла понимания у племенной элиты, народа и духовенства. И хотя ему удалось снять остроту проблемы пуштунского национализма, он не смог даровать новую идею, которая бы объединила народ. Серьезный урон авторитету монарха наносила его внебрачная связь с родственницей главы клана хазратов Гилани. Напомним, что согласно шариату, женатый мужчина мог подвергнуться казни, а незамужняя женщина – сотне ударов кнутом за незаконную любовную связь. А таковую на глазах у всего кабульского общества имел король! Порицание короля и его либеральных реформ мусульманское духовенство выразило в ходе массовых демонстраций мая 1970 года, когда прозвучали многочисленные речи, осуждавшие короля. Отказавшись от создания проправительственной партии и запретив деятельность любых политических партий, король не смог создать себе широкой общественной поддержки. Армейские офицеры оказалась либо распропагандированы марксистко-ленинской идеологией, либо поддерживали продолжавшего интриговать против короля сардара Дауда. Парламент превратился в «говорильню», участники которой были коррумпированы, решали свои собственные проблемы. Хронической проблемой парламента стало отсутствие кворума. К 1973 году стало очевидно, что либеральный курс проваливается и сторонники короля (генерал Абдул Вали – зять короля) стали готовить военный переворот. Но их опередил Мохаммад Дауд, совершивший государственный переворот в июле того же года. Таким образом, Захир-шах, чьё правление являлось одним из самых продолжительных в истории Афганистана (40 лет), получив восстановленную после гражданской войны страну, не смог удержать монархию от падения в исторически менявшихся условиях. Первый период его правления (1933-1963) можно охарактеризовать как деспотический. Главной ошибкой, допущенной тогда, была замена исламско-племенной идентичности населения страны на идеологию пуштунского национализма. Серьёзной проблемой было и нарушение принципа консультаций с народом, который был провозглашен Надир-шахом. Неудачная попытка первой либерализации и последовавший за ней авторитарный режим премьера Дауда накопили в обществе множество неразрешённых противоречий, которые, как пар, вырвались во время «демократического эксперимента». На втором этапе правления, когда был взят курс на построение западной конституционной монархии, Захир-шах смог снять остроту проблемы пуштунского национализма, однако не дал иной системы ценностей и окончательно лишил власть её традиционных основ – поддержки духовенства, исламской идентичности, лояльности племён, верной армии и уважения и почитания народа. С другой стороны, народ не смог выдвинуть из своей среды достаточное количество достойных людей, которые смогли бы поддержать и эффективно реформировать государство. Члены парламента занимались решением своих собственных проблем и становились в «принципиальную», т.е. по любым вопросам оппозицию королю и его правительству. В результате, окончательно нивелировалось понимание важности и необходимости монархии. Когда Мохаммад Дауд свергнул короля, никто не заступился за монархию и шаха. Двухсот шестидесятипятилетний период истории традиционного Афганистана завершился. Страна вступила в полосу глубокого кризиса, в котором пребывает и до сих пор. Долгосрочные последствия кризиса традиционного общества и падения монархии могут быть изжиты только с учётом понимания их причин. Построить страну, забыв прошлое и начав с чистого листа, – невозможно.
Перепубликация с www.afghanistan.ru
Афганская война: американский взгляд на противостояние с СССР О роли коллективной памяти и перспективах урегулирования афганского кризиса | |||||||||
|