|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Афганистан: О стране Информация о визе Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Все статьи Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Ввод советских войск в Афганистан После взятия Кабула Основные военные действия Захват Кабула Традиции и обычаи афганцев. Часть 2 Традиции и обычаи афганцев. Часть 1 Начался научный этап изучения Афганской войны Причины падения монархии в Афганистане Афганистан и вторая мировая война Пуштуны – «народ чести» Захват движением Талибан Кабула Формирование современного статуса Афганистана Хазарейцы – потомки Чингис-хана Зона племен |
Согласно кодексу Пуштунвали, горцы подчиняются своим маликам, а высший орган власти здесь - джирга, совет родовых или племенных старейшин. Племена делятся на кланы, те - на роды, а роды - на ветви. Свой малик есть на всех уровнях. Политический агент должен уметь находить общий язык с каждым из них. Он имеет право в случае необходимости созывать джиргу, обладает правом вето на то или иное решение вождя. Горцы могут свободно перемещаться по всему Пакистану. Они не платят налогов в казну, но должны платить пошлину за ввоз на территорию племен товаров или продуктов "с равнины". Горцы могут голосовать на парламентских и президентских выборах, но их представители в Национальной ассамблее Пакистана не могут влиять на ситуацию в Зоне племен: все проблемы, требующие вмешательства центральной власти, решаются через политического агента. Он должен знать здешние традиции и уметь их использовать. В том, что древний Пуштунвали может быть сильным оружием в руках умелого современного чиновника, я убедился в политическом агентстве Куррам. Я хотел попасть на заседание джирги, но мне не удалось - чужакам туда вход заказан. Но не попал туда не один я. Оказывается, агент, созвавший джиргу, намеренно не пригласил двух местных маликов, с которыми у него возник конфликт. Не оказаться в числе приглашенных на съезд вождей и авторитетных старейшин, как мне объяснили, - серьезный удар по репутации. Число маликов в зоне племен постоянно растет, и власти способствуют этому процессу. Например, в агентстве Хайбер сегодня на 400 тыс. населения - 1400 маликов разного уровня, а еще сто лет назад было всего восемь. Политический агент не может назначить малика, но может рекомендовать его джирге. Выдвигая в малики лояльных властям авторитетных людей, агенты тем самым превращают вождей в чиновников. Агенту одному, конечно, не справиться. У каждого из них есть в подчинении несколько тахсилдаров - глав администрации районов (тахсилов), которых тоже назначает центральная власть. Именно на тахсилдаров ложится основной груз работы "на местах". Им помогают отряды хасадаров - ополченцев из нанятых горцев. "Главное - поддерживать баланс между маликами. Выдвижение одного лидера приводит к резкому усилению одного клана или рода, что вызывает недовольство других", - объяснял мне доктор Латиф Африди. Он знает, о чем говорит: выходец из влиятельного клана камбар-хэль, господин Африди был в свое время депутатом Национальной ассамблеи Пакистана, защитил диссертацию на тему политического устройства Зоны племен и считается ведущим специалистом по этому вопросу. Он наглядный пример того, как горец может сделать карьеру в Пакистане. Мы познакомились в Пешаваре - столице Северо-Западной пограничной провинции. Окна комнаты, в которой мы беседуем с Латифом Африди, выходят на улицу, перегороженную спецпостом, каких в городе немало. Полицейские проверяют машины - ищут оружие. - Политический агент должен быть настоящим гроссмейстером, а игру, в которую он играет, мы здесь называем "пахари кшатранч" - "горские шахматы", - говорит мой собеседник. - У агента в руках два основных рычага влияния - хорошее знание местных традиций и деньги. С помощью особого правительственного фонда государственные представители поддерживают маликов, которые сотрудничают с властями. По мнению Африди, за пятьдесят лет независимости Пакистана Зона племен прошла примерно полпути к тому, чтобы стать нормальной частью государства: "Уровень преступности постоянно снижается, все больше молодых горцев получают современное образование, начинают заниматься бизнесом... Но потребуется еще лет пятьдесят работы - нельзя сразу принести в горы современные политические институты". Африди с интересом следит за событиями на Кавказе. Когда разговор заходит о второй чеченской войне, он хлопает рукой по столу: - И что вы опять полезли туда с танками и самолетами? Ну Грозный-то вы разрушили, а вот горский менталитет - вряд ли. Вы в России должны понять, что районы, подобные Кавказу или нашим горам, - особенные, они не могут сразу "перепрыгнуть" в современность. Нужно выработать систему функционирования администрации в этих районах, совсем не обязательно такую, как в Пакистане. Но если вы хотите, чтобы горцы были частью России, вы должны научиться терпимости и искать компромиссы. Культура КалашниковаБазар в местечке Дарра Адамхэль на первый взгляд похож на все другие в Зоне племен: лавки-дуканы с распахнутыми дверями, у которых сидят на корточках хозяева. Прямо за лавками - мастерские. В них, однако, не выделывают бараньи шкуры, не лепят горшки.
Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Особенности национальной афганской свадьбы | |||||||||
|