|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Афганистан: О стране Информация о визе Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Все статьи Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Ввод советских войск в Афганистан После взятия Кабула Основные военные действия Захват Кабула Традиции и обычаи афганцев. Часть 2 Традиции и обычаи афганцев. Часть 1 Начался научный этап изучения Афганской войны Причины падения монархии в Афганистане Афганистан и вторая мировая война Пуштуны – «народ чести» Захват движением Талибан Кабула Формирование современного статуса Афганистана Хазарейцы – потомки Чингис-хана Зона племен |
Следующий год прошел в неуспешных попытках занять Кабул, оборонявшийся Ахмад-Шахом Масудом. Раббани, номинальный президент Афганистана, начал устанавливать политический союз с не совсем поддерживавшими его ранее группами — узбеками, джелалабадцами, хазарейцами. Россия и Иран тоже ему помогали, как наименьшему из двух зол. Даже Индия вклинилась из простого желания наподлить Пакистану. Стремясь перехватить инициативу, Талибан в конце августа 1996 года неожиданно начал наступление на Джелалабад, захватив его через две недели. Без остановки талибы пошли на Кабул, взяв его 26 сентября к радости жителей, замученных четырьмя годами мародерства и беспредела. Преследуя Масуда и с боями продвинувшись вплоть до Саланга, талибы остановились, потому что перевал защищался войсками Дустума, позиция которого была пока не ясна. Впрочем, скоро прояснилась — он хотел автономии, а Талибан принципиально не вел переговоров с полевыми командирами, следуя принципу “если враг не сдается, то его уничтожают”. Следующей целью, поэтому, стал Мазари-Шариф, на который талибы теперь могли наступать с двух направлений, кабульского и гератского. На его защиту были переброшены по воздуху из Ирана две тысячи воинов Исмаил-Хана. Но дустумовский генерал Малик перешел на сторону Талибана, и 19 мая 1997 года Мазари-Шариф пал. Дустум бежал в Узбекистан. Первый и предпоследний провалЧерез девять дней во время разоружения населения в Мазари-Шарифе началось восстание хазарейцев. 600 талибов были убиты, еще 1000 попали в плен. Малик опять переметнулся, и его войска отбили четыре только что захваченные Талибаном провинции. Масуд вновь дошел до Саланга и взорвал туннель, захватил Баграм и остановился в 35 км от столицы. Даже хазарейцы пробили блокаду Бамианской долины и отбросили талибов к Кабулу. Общие потери Талибана составили 6600 человек. Три тысячи пленных талибов были уничтожены Маликом. Из них 1250 задушили в контейнерах, часть бросили живьем в колодцы, закидали гранатами и засыпали бульдозером. Ответный ударК лету 1998 года Талибан был переоснащен пакистанцами и саудовцами, Иран завершил переброску по воздуху боеприпасов хазарейцам в Бамиане, а Россия навалила горы оружия в Кулябе для Масуда. Наступление талибов на Мазари-Шариф началось 12 июля 1998 года. 1 августа они захватили Шиберган, где располагался штаб Дустума, который опять свалил в Узбекистан. 8 августа пал Мазари-Шариф. Большинство найденных в городе хазарейцев уничтожили, часть из них — посредством контейнеризации, мстя за гибель своих товарищей годом ранее. Одиннадцать иранских дипломатов, работавших в местном консульстве, расстреляли, в результате чего Иран начал готовиться к вторжению в Афганистан и подтянул свои войска к границе. 13 сентября талибы вошли в Бамиан. Следующий год прошел в окопной войне с Масудом, объединившим вокруг себя всех желающих сражаться с Талибаном под именем Северного альянса. 5 сентября 1999 года его войска оставили Талукан — штаб Масуда — и отступили в Бадахшан. Талибан теперь контролировал 90% Афганистана, Северный альянс — одну провинцию. Идеологический фронтВ плане борьбы за умы Талибан был не так успешен, как с военными вопросами. Если в Кандагаре была полная вешалка и приход талибов горячо приветствовали, в непуштунских областях их воспринимали как чужеродный элемент, навязывающий иную культуру и перегибающий с исламом. Талибы, в принципе, не придумали чего-то экстраординарного, запретив бриться, смотреть телевизор и иметь фотографии — пророк Мухаммед прямо говорил: “подравнивайте усы, но не трогайте бороду”, а изображения живых существ в исламе запрещены, потому что считается, что только бог может создавать что-то живое. Некоторую самодеятельность они проявили в запрете музыки, танцев, воздушных змеев и барабанов — здесь идея была в том, что все это отвлекает от религиозных дел. Под этим же предлогом талибы требовали посещения мечети для всех молитв, пять раз в день, хотя обычно молиться можно где угодно, и только в пятницу в обед надо приходить в мечеть. Эти вещи воспринимались населением как неудобные, и далеко не все были счастливы свалившимся им на голову Талибаном с его исламским энтузиазмом. Далеко не везде до прихода талибов был беспредел, для защиты от которого жители были готовы поступиться чем-то в своем жизненном укладе.
Традиции и обычаи афганцев. Часть 2 | |||||||||
|