Гвинея
Гвинея
Гаити
Гаити
Доминика
Доминика
Египет
Египет
Мали
Мали
Ангола
Ангола
Йемен
Йемен
Парагвай
Парагвай
Макао
Макао
Фиджи
Фиджи
Франция
Франция
Андорра
Андорра
Канада
Канада
Литва
Литва

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Афганистан:

О стране
Информация о визе
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан

Ввод советских войск в Афганистан

После взятия Кабула

Основные военные действия

Захват Кабула

Традиции и обычаи афганцев. Часть 2

Традиции и обычаи афганцев. Часть 1

Начался научный этап изучения Афганской войны

Причины падения монархии в Афганистане

Афганистан и вторая мировая война

Пуштуны – «народ чести»

Захват движением Талибан Кабула

Формирование современного статуса Афганистана

Хазарейцы – потомки Чингис-хана

Зона племен


Афганистан - Гюльчатай, открой личико, или Краткая история афганской паранджи

Гюльчатай, открой личико, или Краткая история афганской паранджи

  

Подраздел: Cтатьи об Афганистане | Афганистан
Страницы: 1

паранджаГде на Среднем Востоке самые красивые женщины? Если верить средневековой поэзии, в Кашмире. В Иране в ХIII - ХV веках идеальным считался тюркский этнический тип, о чем свидетельствует характерный разрез глаз всех гурий на классических персидских книжных миниатюрах. Какой же силы была эта красота, если еще Омар Хайям обещал за одну-единственную родинку на ланите милой отдать целый Самарканд с Бухарой! А чуть позже поэзия обнаружила целые сонмы писаных красавиц в несколько, казалось бы, неожиданном месте - в афганских горах...

Увы, проверить справедливость восторженно-экстатических вздохов Абдуррахмана Моманда, Казем-хана Шайды и прочих классиков афганской любовной лирики просто так не удастся. Что скрывается под глухой паранджой с сеткой в районе лица - положено знать только отцу, мужу, брату и самым близким родственникам женского пола, а больше никому.

Эта самая паранджа благодаря религиозной ретивости талибов стала, наравне с запретом учиться и работать, чуть ли не главным символом бесправия и рабского положения афганок.

Когда во времена правления "исламских студентов" делегации афганских правозащитниц появлялись в Евросовете, там все впадали в предынфарктное состояние. Но вообще-то в Афганистане это самая обычная одежда женщин почти во всех городах, а тем более в сельской местности. Единственное исключение составляли пуштунки-кочевницы, никогда ее не носившие и заработавшие себе вполне заслуженную славу исключительно эффектных женщин.

афганки В начале ХХ века эмир-реформатор Аманулла-хан Гази (1919-1929) предпринял попытку "раскрепостить" соотечественниц. Кончилось это ничем, а фотографии его собственной супруги в европейской одежде, сделанные во время турне монаршей четы по Европе в 1928 году, с успехом заменяли антиправительственные листовки во время восстания Бача-и Сакао. Вот, смотрите, мол, как неприлично ведет себя королева и как непристойно она одевается.

Потихоньку "раздеваться" афганки начали уже в 60-х годах прошлого века. Но коснулось это только представительниц высших слоев общества, столичной интеллигенции и разве что средних городских слоев. Все остальные же как надевали паранджу лет в 7--8, так и носили ее всю жизнь как исламскую одежду, не ощущали при этом никакого "принижения и дискомфорта".

Пик "эмансипации" пришелся на конец 70-х - 80-е годы. Уже первые "женские" декреты Революционного совета Демократической Республики Афганистан увеличили брачный возраст, отменили левират (обязанность вдовы выходить замуж вторично за брата покойного мужа), ограничили калым (выкуп за невесту) символической суммой и вообще открыли женщинам официальный доступ к образованию и рабочим местам. В том числе и к военной службе. Афганки служили даже в органах госбезопасности. Ношение паранджи стало делом добровольным. Эффект получился интересный: жительницы Кабула, Джелалабада, Мазари-Шарифа и других крупных городов действительно стали считать ее символом бесправия и с радостью скинули, а их деревенские товарки чувствовали, что их раздевают догола при всем честном народе...

афганские женщиныМоджахеды, пришедшие к власти в апреле 1992 года, с этой дилеммой покончили. Женщинам было предписано появляться на людях только в исламской одежде. Выглядело это так - никто, конечно, не позволял афганкам щеголять по улицам в мини-юбке или брюках, что было вполне возможно в королевские времена или при "коммунистах", но и не требовал категорически прятать лицо. Плотной накидки-чаршафа, закрывающей голову, но оставляющей открытым лицо, было достаточно для местных "мухтасибов" (блюстителей нравственности).

Талибы же с "женским вопросом" перестарались так, что нарушение прав женщин при них стало притчей во языцех.

"Студентов" не стало - афганки бросились наверстывать упущенное. Уже вышел в свет первый женский журнал "Малалай", скоро появится еще один - "Руз" ("День"), он станет аналогом французского журнала "Эль". Издания будут рассказывать читательницам о моде и косметике, детях и кухне, словом, обо всем, что нужно и интересно представительницам прекрасной половины человечества независимо от того, в какой стране они живут.

Правда, все-таки сомнительно, что "Руз" станет незаменимым для женской части населения деревни Мадахейль уезда Шинкарак или какого-нибудь другого афганского Урюпинска. Ведь чтобы читать журналы, для начала надо вообще уметь читать.

Наталия Шило

 Страницы: 1

Перепубликация с archive.travel.ru


С этой статьей об Афганистане также читали:

  Продолжающийся конфликт

  «Афганская оптика» может превратить страну в региональную точку обмена

  Традиции и обычаи афганцев. Часть 1

  По гребню хребта Шер-Дарваз

  Афганский наркобизнес непобедим

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU