|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Афганистан: О стране Информация о визе Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Все статьи Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Ввод советских войск в Афганистан После взятия Кабула Основные военные действия Захват Кабула Традиции и обычаи афганцев. Часть 2 Традиции и обычаи афганцев. Часть 1 Начался научный этап изучения Афганской войны Причины падения монархии в Афганистане Афганистан и вторая мировая война Пуштуны – «народ чести» Захват движением Талибан Кабула Формирование современного статуса Афганистана Хазарейцы – потомки Чингис-хана Зона племен |
Где на Среднем Востоке самые красивые женщины? Если верить средневековой поэзии, в Кашмире. В Иране в ХIII - ХV веках идеальным считался тюркский этнический тип, о чем свидетельствует характерный разрез глаз всех гурий на классических персидских книжных миниатюрах. Какой же силы была эта красота, если еще Омар Хайям обещал за одну-единственную родинку на ланите милой отдать целый Самарканд с Бухарой! А чуть позже поэзия обнаружила целые сонмы писаных красавиц в несколько, казалось бы, неожиданном месте - в афганских горах... Увы, проверить справедливость восторженно-экстатических вздохов Абдуррахмана Моманда, Казем-хана Шайды и прочих классиков афганской любовной лирики просто так не удастся. Что скрывается под глухой паранджой с сеткой в районе лица - положено знать только отцу, мужу, брату и самым близким родственникам женского пола, а больше никому. Эта самая паранджа благодаря религиозной ретивости талибов стала, наравне с запретом учиться и работать, чуть ли не главным символом бесправия и рабского положения афганок. Когда во времена правления "исламских студентов" делегации афганских правозащитниц появлялись в Евросовете, там все впадали в предынфарктное состояние. Но вообще-то в Афганистане это самая обычная одежда женщин почти во всех городах, а тем более в сельской местности. Единственное исключение составляли пуштунки-кочевницы, никогда ее не носившие и заработавшие себе вполне заслуженную славу исключительно эффектных женщин. В начале ХХ века эмир-реформатор Аманулла-хан Гази (1919-1929) предпринял попытку "раскрепостить" соотечественниц. Кончилось это ничем, а фотографии его собственной супруги в европейской одежде, сделанные во время турне монаршей четы по Европе в 1928 году, с успехом заменяли антиправительственные листовки во время восстания Бача-и Сакао. Вот, смотрите, мол, как неприлично ведет себя королева и как непристойно она одевается. Потихоньку "раздеваться" афганки начали уже в 60-х годах прошлого века. Но коснулось это только представительниц высших слоев общества, столичной интеллигенции и разве что средних городских слоев. Все остальные же как надевали паранджу лет в 7--8, так и носили ее всю жизнь как исламскую одежду, не ощущали при этом никакого "принижения и дискомфорта". Пик "эмансипации" пришелся на конец 70-х - 80-е годы. Уже первые "женские" декреты Революционного совета Демократической Республики Афганистан увеличили брачный возраст, отменили левират (обязанность вдовы выходить замуж вторично за брата покойного мужа), ограничили калым (выкуп за невесту) символической суммой и вообще открыли женщинам официальный доступ к образованию и рабочим местам. В том числе и к военной службе. Афганки служили даже в органах госбезопасности. Ношение паранджи стало делом добровольным. Эффект получился интересный: жительницы Кабула, Джелалабада, Мазари-Шарифа и других крупных городов действительно стали считать ее символом бесправия и с радостью скинули, а их деревенские товарки чувствовали, что их раздевают догола при всем честном народе... Моджахеды, пришедшие к власти в апреле 1992 года, с этой дилеммой покончили. Женщинам было предписано появляться на людях только в исламской одежде. Выглядело это так - никто, конечно, не позволял афганкам щеголять по улицам в мини-юбке или брюках, что было вполне возможно в королевские времена или при "коммунистах", но и не требовал категорически прятать лицо. Плотной накидки-чаршафа, закрывающей голову, но оставляющей открытым лицо, было достаточно для местных "мухтасибов" (блюстителей нравственности). Талибы же с "женским вопросом" перестарались так, что нарушение прав женщин при них стало притчей во языцех. "Студентов" не стало - афганки бросились наверстывать упущенное. Уже вышел в свет первый женский журнал "Малалай", скоро появится еще один - "Руз" ("День"), он станет аналогом французского журнала "Эль". Издания будут рассказывать читательницам о моде и косметике, детях и кухне, словом, обо всем, что нужно и интересно представительницам прекрасной половины человечества независимо от того, в какой стране они живут. Правда, все-таки сомнительно, что "Руз" станет незаменимым для женской части населения деревни Мадахейль уезда Шинкарак или какого-нибудь другого афганского Урюпинска. Ведь чтобы читать журналы, для начала надо вообще уметь читать. Наталия Шило
Перепубликация с archive.travel.ru
«Афганская оптика» может превратить страну в региональную точку обмена | |||||||||
|